Пятница, 29.03.2024, 16:46
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Возрастная категория сайта

Форма входа

Новости Минобрнауки РФ

Новости ЕГЭ

Сетевой город







Дистанционное обучение, 10 класс

Здравствуйте, ребята!
Внимательно прочитайте инструкцию выполнения заданий.

Приготовьте рабочую тетрадь, учебник «Биология. Общая биология. 10 класс» и электронное приложение к учебнику.

Запишите в тетради число и тему занятия:

20.04.2020.             Взаимодействие аллельных генов.

Цель занятия: сформировать знания о генотипе, как системе взаимодействующих генов на примере взаимодействия аллельных генов.

Ход занятия

1. Изучите статью, приведённую ниже. Составьте краткий конспект в тетради. 

Взаимодействие аллельных генов

Аллельными генами называются гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом. Ген может иметь одну, две и более молекулярных форм. Появление второй и последующих молекулярных форм является следствием мутации гена. Если ген имеет три и более молекулярных форм, говорят о множественном аллелизме. Из всего множества молекулярных форм у одного организма могут присутствовать только две, что объясняется парностью хромосом.

1. Доминантно-рецессивные взаимодействия

1) Полное доминирование это вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот не отличается от фенотипа гомозигот по доминанте, то есть в фенотипе гетерозигот присутствует продукт доминантного гена. Полное доминирование широко распространено в природе, имеет место при наследовании, например, окраски и формы семян гороха, цвета глаз и цвета волос у человека, резус-антигена и мн. др.

2) Неполное доминирование —  вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессивному признаку и имеет среднее (промежуточное) значение между ними. Имеет место при наследовании окраски околоцветника ночной красавицы, львиного зева, окраски шерсти морских свинок и пр.

II. Сверхдоминирование

Пример сверхдоминирования у человека – серповидноклеточная анемия (у людей, больных серповидноклеточной анемией, эритроциты имеют форму серпа). Заболевание проявляется у людей, гомозиготных по гену Аs, а здоровые люди - по An. Гомозиготные по гену Аs люди заболевают тяжелой формой серповидноклеточной анемии, как правило, смертельной. Гетерозиготы – внешне здоровые люди, у которых наблюдаются небольшие отклонения в форме эритроцитов. Зато такая комбинация генов делает практически невозможным проникновение в эритроциты протозойного малярийного паразита. Гетерозиготные люди переносят заболевание малярией или в очень легкой форме, или вообще не заболевают. Такая комбинация генов была выгодна для выживания вида, поэтому гетерозиготы широко распространены в популяциях Африки, где проблема малярии наиболее актуальна.

III. Кодоминирование

Кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором фенотип гетерозигот отличается как от фенотипа гомозигот по доминанте, так и от фенотипа гомозигот по рецессивному гену, и в фенотипе гетерозигот присутствуют продукты обоих генов. По принципу кодоминирования определяются группы крови у человека. Принцип кодоминирования заключается в том, что действие аллелей одного гена проявляется в равной степени, независимо друг от друга. У человека группы крови определяются тремя аллелями изогемагглютиногена. Он может нести  нулевую форму агглютиногена (0), или  (A), или  (B) формы агглютиногена. ​Кодоминирование имеет место при формировании IV группы крови системы (АВ0) у человека.

Группы крови Генные локусы Генотип Взаимодействие генов
I (0)  i0 i0i0 Рецессивность
II (А) IA IAI, IAi0 Доминирование
III (В) IB IBI, IBi0 Доминирование
IV (АВ) IA, IB IA​​IB Кодоминирование 

 ​IV. Аллельное исключение

Аллельное исключение – процесс, при котором в диплоидной клетке экспрессируется лишь один аллель гена, в то время как экспрессия другого аллеля подавлена.

Существует два разных механизма аллельного исключения. В первом случае аллель гена может быть подавленным на стадии транскрипции, что приводит к экспрессии только второго аллеля. Во втором случае оба аллеля могут транскрибироваться, но посттранскрипционные и посттрансляционные механизмы приводят к элиминации продукта одного из аллелей.

Механизмы аллельного исключения не изучены до конца.

Домашнее задание

Решите задачу.
Андрей решил сдать кровь в качестве донора. При заборе крови выяснилось, что у Андрея третья группа. Андрей знает, что у его матери четвёртая группа крови.

1) Какая группа (группы) крови может быть у отца Андрея?
Ответ:_______________________________
2) Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли мать Андрея быть донором крови для него.
Ответ:_______________________________

  Отчёт о выполненном задании:
Отправьте для проверки снимок выполненного домашнего задания  на адрес электронной почты: bio19kabinet@gmail.com
В теме письма укажите фамилию, имя, класс. Отчёты о выполненной работе нужно отправить до даты следующего урока.

Поиск

Фотоальбом
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

 Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи

 Учительская газета
 
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Видеоуроки

Ключи