Здравствуйте, ребята!
Внимательно прочитайте инструкцию выполнения заданий.
Приготовьте рабочую тетрадь, учебник «Биология. Общая биология. 10-11 класс» и электронное приложение к учебнику.
Запишите в тетради число и тему занятия:
13.04.2020. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Цель занятия: сформировать знания о пищевых взаимоотношениях в биогеоценозах; выяснить закономерности передачи веществ и энергии.
Ход занятия
1. Изучите текст учебника на с. 537. Сформулируйте определение и запишите в тетрадь:
Цепь питания______________________________________________________________
2. Изучите статью о типах пищевых цепей. Выполните задание в тетради.
Заполните таблицу «Типы пищевых цепей»
Тип пищевой цепи | Определение | Пример |
Пастбищная (консументная цепь, цепь выедания) | ? | ? |
? | ? | опавшие листья (детрит) → дождевой червь → крот → лиса |
3. Используя текст учебника на с. 540-542 и материалы статьи «Экологические пирамиды биомасс и численности», выполните задание.
Рассмотрите рисунки, приведённые ниже. Ответьте на вопросы письменно в тетради.
Какие закономерности биоценоза они отражают?
1
2
1 -__________________________________________________________________________
2 - __________________________________________________________________________
Для каких экосистем характерны перевёрнутые пирамиды численности и перевёрнутые пирамиды биомасс? Ответ поясните.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Решите задачи:
1) На основании правила экологической пирамиды (правила 10%) определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид:
планктон → сельдь → тунец → дельфин
2) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно семян злаков, чтобы в лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид:
семена злаков → мышь-полевка → хорек → филин
В задаче 1 определите консумента II порядка, в задаче 2 - консумента I порядка.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Домашнее задание
1) Изучите материалы электронного приложения по теме.
2) Посмотрите видеоурок «Трофические связи в биоценозе»
Отчёт о выполненном задании:
Отправьте для проверки снимки выполненных письменных заданий №2-4 на адрес электронной почты: bio19kabinet@gmail.com
В теме письма укажите фамилию, имя, класс. Отчёты о выполненной работе нужно отправить до даты следующего урока.