Здравствуйте, ребята!
Внимательно прочитайте инструкцию выполнения заданий.
Приготовьте рабочую тетрадь, учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» и электронное приложение к учебнику.
Запишите в тетради число и тему занятия:
27.04.2020. Типы эволюционных изменений.
Цель занятия: сформировать знания об эволюционных изменениях: дивергенция, конвергенция, необратимость.
Ход занятия
I. Проверка знаний
Задание 1.
Все перечисленные ниже примеры, кроме двух, можно использовать для иллюстрации ароморфозов у животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) превращение конечностей китов в ласты
2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3) живорождение у млекопитающих
4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих
5) покровительственная окраска лягушки
Запишите цифры выбранных ответов в таблицу.
1 | 1 |
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
1) образование корнеплодов у моркови
2) наличие зацепок у плодов репейника
3) образование клубней у картофеля
4) развитие проводящей ткани у растений
5) образование плодов у покрытосеменных растений
6) возникновение фотосинтеза
1 | 2 | 3 |
Задание 3.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.
1 | 2 | 3 |
Задание 4.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.
1 | 2 | 3 |
Задание 5.
Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЕЙ | ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ |
А) образование нектарников в цветках липы Б) формирование длинных крыльев у стрижей В) возникновение многоклеточности у животных Г) цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев Д) возникновение цветка у покрытосеменных растений Е) развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых |
1) ароморфозы 2) идиоадаптации |
А | Б | В | Г | Д | Е |
II. Изучение нового материала
1. Изучите текст учебника с. 160-164. Выполните задания.
Сформулируйте определения и запишите их в тетрадь:
Дивергенция – ...
Гомологичные органы – ...
Конвергенция – ...
Аналогичные органы – ...
Домашнее задание
1) Изучите материалы электронного приложения по теме.
2) Выполните контрольный тест №15 «Макроэволюция».
Для выполнения теста №15 можете использовать не более двух попыток, учитываться будет лучший результат из первых двух попыток.
Отчёт о выполненном задании:
Отправьте для проверки снимки выполненных письменных заданий 1-5 на адрес электронной почты: bio19kabinet@gmail.com
В теме письма укажите фамилию, имя, класс. Отчёты о выполненной работе нужно отправить до даты следующего урока.
Результаты теста №15 фиксируются в статистике сайта, результаты теста отправлять не нужно.