Консультация адресована в помощь учителям-предметникам для сопровождения проектной деятельности учащихся
3
Запрос на консультирование
В чём сущность проектной и исследовательской деятельности? Какова типология проектов? Что может быть проектным продуктом?
4
4.1.Сущность проектирования
Проектирование – деятельность, направленная на разработку и создание новых объектов, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных. Например, создание нового самолёта – это проектирование. В проекте обязательно задаются требуемые характеристики того, что предполагается создать (для самолёта это скорость, полезная нагрузка, высота подъёма, дальность полёта и т.д.)
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектиро-вания, и его представления в рамках устной или письмен-ной презентации.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.
Проектная деятельность и исследование в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга: при реализации проекта в качестве одного из средств может выступать исследование; при проведении исследования одним из средств может быть проектирование.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, а затем их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проект может быть и без исследования, поэтому гипотеза в проекте может быть не всегда.
4.2. Сущность исследования Исследование – деятельность, связанная с получением новых знаний, которая сопровождается использованием определённых средств (методы и методики), связанных с наблюдением, экспериментированием, анализом и т.д.
Цель исследовательской деятельности - это его желаемый конечный результат. Наиболее типичные цели:
- определение характеристики явлений, не изучаемых ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
- выявление взаимосвязи явлений;
- изучение динамики явлений;
- описание нового эффекта, явления;
- открытие новой природы явления;
- обобщение, выявление закономерностей;
- создание классификации, типологии;
- создание методики;
- адаптация методики.
Исследования бывают прикладными (например изучение свойств различных материалов, которые могут быть использованы для постройки самолёта: их прочности, плотности и т.д. – с целью выбора оптимального), а бывают фундаментальными, когда у исследователей нет конкретного практического заказа, но их интересуют свойства тех или иных материалов (например, зависимость плотности воды от состава и количества растворённых в ней веществ). Фундаментальные исследования обычно не имеют немедленного практического выхода.
4.3. Сравнительная характеристика проектирования и исследования
Проектирование
Исследование
Разработка и создание планируемого объекта или его определённого состояния
Не предполагает создание заранее планируемого объекта/продукта
Решение практической проблемы
Создание нового интеллектуального продукта
Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
4.4. Классификация проектов По характеру доминирующей в проекте деятельности: - исследовательский;
- практико-ориентированный;
- информационный;
- творческий;
- ролевой /игровой/ проект; По продолжительности проекта:
- мини-проект (на 1 урок);
- краткосрочный (4-6 уроков);
- среднесрочный (до месяца);
- длительный (месяцы, четверть, учебный год и т.п.). По предметно-содержательной области:
- монопроект, в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, на стыке различных областей. По количеству участников проекта:
- индивидуальный; - парный; - групповой;
- коллективный;
- массовый.
4.5. Результат проектной деятельности (проектный продукт) - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты; - мультимедийный продукт, чертёж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие; - проведение мероприятия, оформление зала;
- электронное учебное пособие;
- выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
4.6. Перечень материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
- подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
- краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
4.7. Структура пояснительной записки Титульный лист с указанием темы проекта, автора, руководителя.
Введение: обоснование выбора темы проекта, определение цели, задач.
План проекта (этапы выполнения).
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта: программное обеспечение, материалы, источники, материально-техническое оборудование и т.д.
Ожидаемый результат (проектный продукт, практическое значение использования проектного продукта (эффект от реализации социального проекта)).