Основной целью модернизации российского образования является достижение его нового качества, которое отвечает современным социально-экономическим условиям России. Поэтому необходима такая организация образовательного процесса, которая будет способствовать поиску и развитию задатков, способностей, заложенных природой в каждом школьнике, где результатом работы учителя должна стать активная, творческая, познавательная деятельность обучающегося.
В условиях качественного обновления системы образования меняется сущность и основные составляющие результатов образования: современные образовательные результаты рассматриваются как система, включающая личностные, метапредметные и предметные компоненты. Одним из ключевых требований к новым образовательным результатам стало наличие у учащихся способности применять освоенное в условиях реального окружения для решения практических задач.
В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося рассматривается как основа в достижении развивающих целей образования, где знания не должны передаваться в готовом виде, а должны добываться обучающимися в процессе их познавательной деятельности. Учебная деятельность, реализуемая с использованием проектной технологии, способна обеспечить доступ к большому объему информации и систематизированному опыту других людей. В результате обучения происходит формирование опыта совместной деятельности, конструирование новых знаний, организация активного коммуникационного процесса. Это способствует достижению новых образовательных результатов:
– среди личностных результатов обучения – формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– среди метапредметных результатов – развитие универсальных способов деятельности, умение осуществлять совместную информационную деятельность, работать индивидуально и в группе: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
– среди предметных результатов – умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников; оценка информации, анализ и сопоставление различных источников; умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности; овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций.
Работа над учебным проектом позволяет делать акценты на формирование любого вида универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. Например, выполнение учебных проектов во многих случаях сопровождается поиском информации в сети Интернет. Но на сегодняшний день мало дать задание для поиска информации по теме, необходимо проектировать учебные ситуации поиска информации и исследования. Это предполагает организацию отбора информации, осмысление, размышление, многослойность информации, интерактивность, что обеспечивает формирование и развитие критического мышления, которое позволяет оценивать собственные действия.
4 апреля на уроках биологии в пятых классах нашей школы прошли итоговые конференции по защите учащимися учебных проектов по теме «Природные зоны Земли».
В течение двух недель ребята работали над созданием проектных продуктов – презентаций, сообщений, ребусов и кроссвордов.
Результаты конференции показали, что большинство пятиклассников освоили навыки использования программ Microsoft Office Word и PowerPoint, умеют пользоваться поисковыми системами сети Интернет, находить необходимую информацию и представлять её в различных формах. Кроме того, учащиеся Дятчин Иван (5А) и Головкина Анастасия (5В) изучили возможности использования ресурса LearningApps.org и сделали интерактивные кроссворды.
Оценивание работ одноклассников учащиеся делали сами с помощью разработанных оценочных листов.
На сайте начата работа по созданию страницы, где будут размещены проектные продукты учащихся.
|